Навигация+

Объектом Инвестирования в Нефинансовые Средства Служит

Управление нефинансовыми рисками в негосударственных

Отношение к рискам, к вероятности реализации ущерба от их возникновения, методам управления ими и необходимости принимать решения с учетом и оценкой рисков претерпело существенные изменения после финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. Экономические ситуации разных государств оказались тесно взаимосвязанными, поэтому заявления властей о том. что некоторые страны являются «тихой экономической гаванью» для инвесторов, не находят подтверждения. Следует отметить, что чем сильнее национальная экономика интегрирована в общемировую, тем быстрее проявляются в ней признаки негативных глобальных тенденций. В связи с этим построение комплексной интегрированной системы риск-менеджмента можно признать актуальным для всех финансовых институтов. При этом наиболее значимую роль, по мнению автора, играет управление нефинансовыми рисками.

{module 297}

С точки зрения Центрального банка РФ под нефинансовыми понимаются операционные риски (возникновение убытков в результате недостатков или ошибок во внутренних процессах, в действиях сотрудников или иных лиц, в работе информационных систем или вследствие внешних событий) [1], а также правовые риски (связанные с договорной практикой и изменением законодательства) [2], стратегические (риски принятия решений) и риск потери деловой репутации.

В российской практике ярким примером нефинансовых рисков может служить целый ряд претензий негосударственных пенсионных фондов (НПФ) к управляющим компаниям в связи с ненадлежащим исполнением договорных обязательств по возврату пенсионных резервов в 2009 г. Причиной явилось несовершенство российского законодательства по ценным бумагам при отсутствии подобных прецедентов. Так, в соответствии с п. 3 ст. 25 Закона о НПФ [3] управляющие компании способами, предусмотренными гражданским законодательством РФ. должны обеспечить возврат средств пенсионных резервов, переданных им в доверительное управление. Кроме того, на основании п. 1 ст. 24 данного закона размещение средств пенсионных резервов должно осуществляться на основе обеспечения сохранности указанных средств. Однако в п. 1 ст. 1013 части второй Гражданского кодекса РФ [4] дан перечень объектов инвестирования средств при доверительном управлении, а в п. 2 отдельно оговорено, что денежные средства не могут быть объектом доверительного управления. Установленный порядок послужил для управляющих компаний основанием для возврата в НПФ пенсионных резервов в виде портфеля ценных бумаг, рыночная стоимость которого на момент возврата была значительно ниже цены приобретения (балансовой стоимости). При этом регулятор (Федеральная служба по финансовым рынкам РФ) занял нейтральную позицию в отношениях между сторонами, отказавшись комментировать происходящее, чтобы избежать банкротств финансовых институтов.






Похожие публикации